+7(911)263-97-18

Центр Традиционного Карате в Санкт-Петербурге (Спб). Школа боевых искусств

История создания карате


Окинава


Окинава является самым крупным островом в архипелаге Рюкю , лежащего между Китаем (Тайвань) и Японией. Контакты жителей Окинавы с этими странами, имели значительное влияние на развитие местных боевых искусств.

В пятнадцатом веке, происходит важное событие в истории Рюкю, король Окинавы, Sho Hashi, объединил Окинаву в единое государство, ставшее впоследствии ядром королевства Рюкю. Его преемник, Sho Shin, в 1477, для поддержания мира объявил запрет на боевые искусства и владение оружием, но местные жители не приняли этого и продолжали в тайне практиковать искусство рукопашного боя под названием "te" (рука). В это время с одной стороны, сохраняются официальные отношения с Китаем и Японией, с другой стороны, люди обучались, чтобы бороться против мародеров и пиратов. В это же время китайское Chuan Fa (Кунг-фу) стало распространяться по Окинаве.

На Окинаве, даже сегодня упоминаются такие люди, как Li Neng-Yang, Gong Xiangjun (японский Kushanku), Kitaya Yara, Li Shi-xian, Xi Zhong-xiang (японский Ryu Ryuko), или Wau Xin-Xan, которые дали жителям окинавы знания о боевых искусствах. Большинство из них изучали стиль Белый Журавль, который наибольшее распространение получил в провинции Fukien. В целом, их учения были охарактеризованы как "Tode" (иностранные руки).



В 1609 клан Shimazu из провинции Satsuma(Япония) завоевал Окинаву. Они сохранили запрет на владение оружием, но это не помешало дальнейшему развитию рукопашной техники боя (Tode и tegumi), и техники боя использовавшей бытовые инструменты в качестве оружия (kobujutsu). Этими техниками владели немногие т.к. их необходимо было сохранять в тайне. В Японии эти стили не получили распространения, там практиковался Makimono стиль, вид сертификации сочетавший лекции по истории и систему школы.

В девятнадцатом веке, после революции Мэйдзи, популярность "Tode" каратэ выросла. Никто больше не скрывал этого, три основных центра развития, где практиковалось каратэ: Shuri, Naha и Tomari. Так же было много вариаций стиля, обычно передаваемых внутри семьи.



Большой вклад в развитие боевого искусства внёс мастер Satsunuku Sakugawa(1733-1815). Он обучал мастер Xiangjuna Гун, который был из китайской императорской семьи на Окинаве. Sakugawa считается создателем Patsai ката (Bassai более поздняя версия). Самым выдающимся учеником мастера Sakugawa был Sokon Matsumura, называемым "bushi" (Японский воин). Он занимал пост министра королевского двора, в то же время отвечая за защиту королевской семьи.

Два мастера пришли из королевского двора: Azato Anko и Itosu Anko. Anko совершили один из самых больших прорывов в истории каратэ: разработав пять ката Pinan, которые были основной программой физического воспитания в новой школе Окинавы. Это произошло в 1905 году.

Ранее, в 1901 году, Окинаву посетил японский куратор по образованию Shintaro Ogawa. Перед уважаемым гостем устроили каратэ шоу. На Ogawa это произвело такое впечатление, что он поручил развивать школу каратэ. За задачу взялся Itosu и молодой Gichin Funakoshi(владелец Tominakoshi), он был одним из студентов Azato и Itosu и участвовал в шоу.


Япония


Funakoshi родился в 1868 году, когда проходили реформы Мэйдзи. Он происходил из благородной семьи, принадлежавшей сословию сидзоку и получил глубокое, классическое образование.
Карате он обучался у мастеров Azano, Itosu, Kanryo Higaonna (также называемый "Tonno"). Вместе с другими молодыми мастерами Yabu Kentsu и Chomo Hanashiro, Funakoshi помог Itosu с его школой каратэ. Благодаря их усилиям каратэ приняли в качестве официального предмета физического воспитания в начальной школе в Shuri, Первой Высшей школе префектуры Окинавы, Высшей школе бизнеса, и Колледже учителей.



В 1922 году в Токио проходил фестиваль японских боевых искусств. Безупречные манеры и образование позволило Funakoshi быть избранным в качестве ответственного за проведение фестиваля.
Демонстрация каратэ произвела большое впечатление на аудиторию. Funakoshi начал получать признание, особенно в академических кругах. Jigoro Kano, основатель дзюдо, был заинтригован каратэ, и поддерживал работу Funakoshi.

Gichin Funakoshi начал преподавать каратэ японцам. Чтобы заинтересовать людей он изменил названия некоторых ката и техник пришедших с Окинавы на японский манер. (Например Pinan ката было переименовано в Heian ката). Наконец он сделал фундаментальные изменения. Gichin Funakoshi начал писать "каратэ" с другими символами. До того, "каратэ" означало "китайская рука" (символ "kara" связывался с китайской династией Tang). После изменений Funakoshi, написание стало означать "пустые руки" (с тем же произношением). Новое название уже не воспринималось негативно, как что то связанное с Китаем. В стране название стало ассоциироваться с буддийской традицией, где «Пустота» является одним из ключевых понятий. Через некоторое время, даже мастера из Окинавы принял изменение правописания.



В 1933 году Funakoshi получил признание от Dai Nippon Butoku kai (Япония Ассоциации Боевых Искусств). Ассоциация признала каратэ как боевое искусство, которое является частью наследия Японии и традиций самураев. Gichin продолжал преподавать каратэ. Он опубликовал две книги по каратэ („Tode jutsu”, „Karate-do Kyohan”) и основал несколько школ в университетах.
В 1937 году организация каратэ с Окинавы присоединилась к Buroku Kai, и на острове открылся филиал ассоциации.

К самым известным ученикам Funakoshi можно отнести Hironori Otsuka (создатель каратэ wado-ryu) и Masatoshi Nakayama, который был ответственным за послевоенный успеха каратэ. Nakayama был одним из тех кто использовал современную методологию карате и знания человеческой анатомии и физиологии.



В 1936 финансируемая за счет взносов и пожертвований додзе "Shotokan" было открыто. "Shoto" (яп. сосновая волна) было псевдонимом Funakoshi, и "kan" означал здание. Со временем название Shotokan было использовано для всей школы Funakoshi и его последователей.

Многие люди верят, что Gichin Funakoshi и есть создатель Шотокан стиля. Эта вера не обоснованная, хотя Funakoshi и изменил названия некоторых техник и ката из оригинального Окинава каратэ, он не менял способ сделать эти техники и ката.
Его сын, Gigo (Yoshitaka) сделал революцию, сменив отца в 1934 году. Он стал обучать, более динамичной и эффективной технике. Он сделал боевые позиции более низкими и широкими, что позволяло атаковать с более дальних дистанций.

Yoshitaki связывают с самым динамичным периодом развития японского каратэ. Некоторые из практикующих карате показывали крайне агресивное отношение к тренировкам. Их цель была эффективность в бою. В это время Шотокан Додзе посещали много молодых студентов, одним из них был Сенсей Taiji Kase.




В 1945 Yoshitaki умер (вероятно, из-за туберкулеза) и Шотокан Додзе было разбомблено. После войны в Японию вернулось мало студентов Yoshitaka, ещё меньше стали снова практиковать каратэ. К счастью Taiji Kase вернулся в Токио и начал учиться в университете Senshu. Через некоторое время он стал капитаном университета.

Послевоенное каратэ имеет не так много общего с тем чему учил Gichin Funakoshi, хотя он вернулся в Токио. Он был уже стар, и исполнял почетные и церемониальные функции. У него не было никакого влияния на изменения, касающиеся каратэ.
Среди мастеров, которые действовали после войны, были два разных мнения. Некоторые хотели, вернуться к довоенному каратэ к учению Funakoshi, когда каратэ было больше похоже на гимнастику, чем на боевое искусство. Другая часть видела каратэ как динамичный спорт и сугубо боевое искусство, которое создал Yoshitaki. Это привело к расколу.


Одна часть, которая называлась shotokai, развивала своеобразное искусство ради искусства. Её возглавляли старые мастера таких как Egami, Obata, Oshima, Kamata, Hironishi и т.д.
Другая часть молодых мастеров собрал вокруг Masatoshi Nakayama и учредила Японскую Ассоциацию каратэ(JKA). Их имена легендарны: Хидэтака Нисияма, Тецушико Асаи, Тайджи Казе, Хироказу Каназава, Кейносуке Эноеда, Масахико Танако, Масао Кавазое, Микио Яхара, Хироши Ширай и т.д.



Первоначально JKA была академической организацией, позже преобразованной в японскую спортивную ассоциацию. Masatoshi Nakayama, который был учителем физкультуры в университете Takushoku, ввел в каратэ новые элементы. Он разработал методологию преподавания, организовал первый курсы для инструкторов, создал спортивные правила, систему оценки и т.д. Каратэ стало напоминать современный спорт.



Это был путь победного шествия карате по миру. Молодые мастера собрались вокруг Nakayama, капитаны университетских команд (Kase, Nishiyama и др.) создали новый уровень каратэ. Taiji Kase был одним из первых инструкторов, кто прошёл курсы организованные JKA. Позже он был направлен в страны Европы, для продвижения каратэ за пределами Японии.

Источник karateswo.org
Перевод Антон Fuz